Смерть Горбачева и забытые символы

На 92-м году жизни скончался первый и последний президент СССР Михаил Горбачев. Его смерть, как и кончина многих реальных исторических деятелей, вызвала бурю эмоций разного, а местами – противоположного спектра: европейская и американская пресса крайне тепло вспоминала ушедшего, называя Горбачева миротворцем и «лидером, завершившим Холодную войну и открывшим Россию миру»; российские госСМИ уже не в первый раз показали свое особое, почти альтернативное видение истории, в котором Горбачев оказался главой, «развалившей великое государство». Ряд представителей российской оппозиции также скорбят о смерти Горбачева, относительно справедливо отзываясь об усопшем как о человеке, открывшим для страны демократию. Относительно, потому что демократию никто не открывал и, тем более, никуда не привозил: в Советском Союзе, к моменту высшего руководства Горбачева, она уже была, хоть и в своеобразной форме.

В массовом сознании российских граждан Горбачев ложно ассоциируется с развалом СССР, являя собой пример ментального искажения. Союз, как бы ни являлся Колоссом на глиняных ногах, по воле одного человека преобразоваться и развалиться не мог, из-за чего процесс распада корректнее считать длительным процессом, начатым еще при Хрущеве и уверенно закрепленным при Ельцине.

Тем не менее, роль самого Горбачева в развале Союза достаточно велика, чему свидетельство – провальные экономические реформы, приведшие к социально-экономическому коллапсу. Как бы ни были хороши, демократичны и современны лозунги «Перестройки», главной ее проблемой стали совершенно «свои» причины: скидывая системную шелуху, Горбачев встретил серьезное сопротивление, и, в первую очередь, оно оказывалось теми, кто потенциально отстранялся от кормушки, что в итоге привело к началу столбления вотчин и сфер интересов, которые питали своих бенефициаров. Проблема «Перестройки» заключается в том, что она так и не осуществилась, реально и ненадолго приоткрыв форточку для наиболее ушлых: партийного резерва ака комсомола, номенклатуры, красных директоров и прочих системообразующих элементов. С того момента Горбачев стал главным магнитом для негатива, во многом из-за своей позиции, которую можно охарактеризовать как смесь неосведомленности, человечности, простоватости и невозможности, что в итоге «срослось» в народно-лаконичное «слабость».

Смерть Горбачева ставит жирную точку в давно ушедшей эпохе, которая в 2022 году на фоне своего закономерного итога подошла к концу, а Союз безвозвратно и окончательно развалился как минимум на символическом уровне. Горбачев, насколько бы его фигура ни была противоречивой, показал, что в России можно быть лидером без построения «культа силы», с которым на протяжении всей истории страны Советов не удавалось найти баланс. Биография Горбачева стала важным, свежим, но моментально забытым уроком. Россиянам только предстоит начать исправление ошибок настоящего, стремительно смотрящего в прошлое, и будет не удивительно, что, по иронии судьбы, будущим поколениям рано или поздно придется достраивать «Перестройку».

Добавить комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *